Если вести контент на одних и тех же площадках, таких как ВКонтакте, Телеграм, аудитория со временем может «выгорать»: подписчики теряют интерес к постам и статьям, мало комментируют, редко заходят на страницу и перестают покупать услуги.
В таком случае стоит рассмотреть подкаст как еще один канал, где можно продвигать свои услуги и прокачивать личный бренд.
Подкаст — это контент в формате аудио или видео на какую-либо тему: кино, медицина, финансы, программирование, инвестиции и др. Термин появился в 2004 году при скрещении слов iPod и broadcasting — «радиовещание».
Простыми словами подкаст — альтернатива радио, только понравившуюся программу вы слушаете или скачивайте через специальный онлайн-сервис в любое время.
Выделяют несколько форматов.
Интервью и беседы. Ведущий обсуждает вопросы из ниши или новости с приглашенными экспертами или представителями отрасли. Цель — узнать их историю, мнения, советы, идеи и деловые подходы.
Пример: подкаст «Психология с Александрой Яковлевой». Каждый выпуск к автору приходят психологи, коучи, врачи, бизнес-тренеры и оговаривают разные вопросы — от стресса и зависимостей до поиска пары и причин семейных конфликтов.
Монолог. В таких подкастах автор или ведущий выступает один и рассуждает на заданную тему, делится идеями или отвечает на вопросы аудитории, которые та прислала заранее.
Пример: подкаст блогера и дизайнера Артемия Лебедева «Самые честные новости». Он рассказывает о новостях политики, шоу-бизнеса и дает им оценку.
Нарративный формат. Этот формат в виде истории — сюжет разделен на несколько эпизодов.
Пример: подкаст «Заварили бизнес». В первых двух сезонах в формате истории, предприниматель Саша Волкова рассказывает, с какими трудностями столкнулась, когда открывала свою кофейню с нуля.
Ток-шоу. Несколько участников обсуждают развлекательные и юмористические темы.
Пример: Шоу Talk на ТНТ. Четыре известных комика шутят и разговаривают на жизненные темы. Например, должны ли мужчины пользоваться косметикой? Или сколько нужно тратить на ужин во время первого свидания?
бразовательный. Этот формат подкаста в виде лекций на разные темы: английский язык, маркетинг, копирайтинг, программирование.
Пример: подкаст по английскому языку Langme в виде аудиокурса. В выпуске авторы учат новым словам и как с ними строить предложения, а в конце эпизода дают упражнения, чтобы закрепить теорию.
Подкасты помогают бизнесу:
Выйти на аудиторию, которая не сталкивалась с брендом на других площадках, например, в соцсетях, сайте, статьях в СМИ. По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций, аудиопрограммы слушают больше 10 миллионов человек. С каждым годом эта цифра растет на 10%.
Проявить заботу о пользователях. Не у всех есть возможность регулярно читать статьи компании на сайте или мониторить посты в ВК. Поэтому формат аудио поможет не терять аудиторию, которая любит узнавать новую информацию за рулем или в процессе уборки по дому.
Исследование «Лайфхакера» показало, что чаще всего пользователи слушают подкасты, когда едут или пока убираются.
В подкасте Авиасейлс про путешествия в эпоху 90-х годов прямых продаж нет. Но эта тема дарит слушателям позитивные эмоции, которые автоматически ассоциируются с компанией.
Объяснить, как пользоваться сервисом/услугами. Да, для этого есть справочные разделы на сайтах, корпоративные блоги, посты в соцсетях. Но с помощью подкаста можно обыграть эту информацию по-новому, как это сделал Avito. В выпусках с «Либо/либо», ведущий в формате реалити-шоу пытается продать смокинг и изучает нюансы площадки: как писать объявления, продвигать их.
Подкасты размещаются на своих сайтах или специальных стриминговых сервисах:
Приводите заинтересованных клиентов и обосновывайте бюджет, получайте целевые обращения и увеличивайте средний чек с помощью Сквозной аналитики MANGO OFFICE. Анализируйте конкретные рекламные кампании, каналы продаж, источники трафика и как клиенты проходят воронку продаж.
Используйте фильтры и группировки, чтобы формировать отчеты под собственные запросы
1. Определитесь с целью подкаста.
От этого будет зависеть тема, количество денег и ресурсов, которые понадобятся для его создания. Если хотите продавать услуги — можно не создавать подкаст самому. Найдите автора со схожей целевой аудиторией и купите рекламную интеграцию или выступите экспертом.
Если хотите новую целевую аудиторию, повысить имидж, и получить еще один канал продвижения помимо соцсетей и блога, то стоит создать свой подкаст.
2. Выберите формат подкаста.
Для моноподкаста достаточно выбрать одного ведущего на сезон. А для интервью или ток-шоу с приглашенными гостями нужно заранее прописать минимум 10 человек, которых сможете позвать на выпуски.
3. Напишите контент-план эпизодов.
Для начала достаточно 15 тем, чтобы понять, есть ли вам, что рассказывать аудитории регулярно. А еще определитесь с общей темой всех выпусков.
РБК — большое медиа, где сразу несколько подкастов под разными рубриками.
4. Создайте сценарий первых выпусков.
Вступление начните с приветствия и темы выпуска. В основной части — вы рассказываете историю, даете оценку новостным событиям или обсуждаете какие-то вопросы с приглашенным экспертом.
Сценарий поможет не уходить от основной темы и не растягивать хронометраж больше часа. Иначе будет тяжело удерживать внимания зрителя.
5. Запишите подкаст
Продвинутый вариант — нанять звукорежиссера и снять студию аудиозаписи. А чтобы сделать подкаст самому, понадобится:
6. Оформите подкаст.
Сюда входит обложка подкаста с его названием, описание для площадки в 60 символов, где он будет выложен, фоновая аудиодорожка в части вступления. Вы ее выбираете либо на стоковых площадках, например Bensound, Free Music Archive, Music for Commercial Use либо заказываете авторскую у саунд-дизайнера.
7. Загрузите аудиофайл с подкастом на хостинг.
Добавить эпизоды можно 2 способами: либо загрузить аудифоайл сразу на сервис, либо выложить его на хостинге, чтобы создать RSS-feed.
RSS-feed — файл, в котором хранится вся информация о подкасте. Хостинг — площадка, где находятся данные о подкасте, например, mave.digita, sweb.ru, podster.fm, goodieHost.
Плюс первого варианта: не нужно заморачиваться с созданием RSS, загружаете сразу на сервис.
Минусы этого варианта — информация о подкасте хранится на вашем ПК/сайте, а это забьет память. И подкаст видит аудитория только этой площадки.
Плюс второго способа — один раз вы создаете RSS-feed на хостинге и здесь же выбираете несколько площадок, на которых хотите разместить подкаст: Яндекс, VK, Apple, Google подкасты. Минус — в основном все сервисы платные с ежемесячной подпиской.